Окраина Северного Ледовитого Океана

Окраина Северного Ледовитого Океана Второй наш поход по тундровому берегу Баренцева моря прошёл с 14 по 21 августа. На удивление, с  погодой нам очень повезло.  Мы словно выиграли у нашей северной природы в рулетку и получили приз – 7 дней солнца! Только так можно описать эту солнечную ...

Второй наш поход по тундровому берегу Баренцева моря прошёл с 14 по 21 августа. На удивление, с  погодой нам очень повезло.  Мы словно выиграли у нашей северной природы в рулетку и получили приз – 7 дней солнца! Только так можно описать эту солнечную неделю в году, когда даже в июле казалось, что лето забыло про нас. Поход же был богат не только солнечными днями, но и богатым урожаем: морошка, черника, голубика и грибы – вот оно северное богатство. Нам даже повезло попробовать свежевыловленной трески, но об этом ниже.

Дождь в дорогу – хорошая примета.

В день старта погода немного хмурилась, когда мы ехали в Териберку, по крыше машины барабанил дождь. Вылезать из тепла было как-то лениво, но мы вооружились  дождевиками и двинулись в путь.  Страхи по поводу дождя не оправдались, вскоре он стих.

Мы немного прошли по пробитой сквозь скалы дороге и поднялись на возвышенность, где открывался вид на море. Висящая в воздухе, туманная морось придавала ему некоторую серость.  Вдалеке виднелся корабль, словно повисший в этой дымке.

Первая наша стоянка была на берегу губы Орловка.  Ужин и небольшая прогулка по пляжу стали логичным завершение этого дня.

Маяк и его обитатели.

В этот день у нас был радиальный маршрут по Териберскому полуострову к маяку. От вчерашнего дождика и мряки не было и следа. Выглянуло солнце.После завтрака мы выдвинулись в путь.

Часть нашей  тропы проходила почти по краю полуострова, вдоль его высокого обрывистого берега, местами переходящего в отвесные скалы. У самого основания скал пенилась морская синева.

Добравшись до окончания полуострова, мы захотели посетить и сам маяк, в надежде на экскурсию от его доброго хранителя. При подходе нас встретили двое жителей этого интересного места. В ходе беседы выяснилось, что один из них метеоролог, а другой – работник маяка. И тут началась игра: хороший – плохой метеоролог. Один приглашал нас в гости, звал нас в баню, другой – запрещал подходить к маяку, ссылаясь на то, что это особо охраняемый объект.

Один говорил:  «Да, ничего не будет!»

Другой твердил: «Военные патрулируют береговую линию, и могут увидеть посторонних, тогда начнутся разборки: кто пустил?!  Все по шее получим!»

Выглядело это забавно. Мы решили их не беспокоить и повернули назад, лишь немного погуляв по скалистому берегу близ маяка.

К вечеру облака затянули небо, и солнечные лучи подсвечивали скалистые сопки сквозь дыры в этой облачной защите. Вернувшись в лагерь, мы развели костёр, поужинали и ещё довольно долго болтали у костра.

Встреча. Закат. Уха.

Следующим пунктом назначения нашего маршрута была Опассова губа. Песчаная бухта, расположенная между двух, вытянутых вглубь моря скал. Губа представляла собой широкую зеленую долину, которая широкими террасами спускалась от скал к океану. Растительность менялась по мере приближения к морю: от зарослей кустарника и кривых березок у скал, до плотного ковра из мелкого ягодного кустарника, ягеля и травы.Все это довершалось прибойной террасой из окатанных булыжников и широким пляжем с голубой водой прибоя.

DSC04170 Panorama1

После обеда мы прогулялись по скалистому покатому мысу бухты. Облака были растянуты в единую сетку, сквозь дыры которой лился мягкий свет. К концу нашей прогулки цвет облаков начинал подсвечиваться мягкими тонамирозового. Когда готовился ужин, из дыр облачной сети стал литься ярко-розовый почтиалый свет. На горизонте виднелся сгусток этого света, градиентно распространявшийся на всё небо и море.  Казалось, небо отражается в море. Небольшие волны текстурно повторяли облачные  линии и его алые оттенки.

Каждый закат неповторим и это правда. В закате я всегда искала солнце, хотела видеть его во всей красе, но этот закат убедил меня в том, что главное в закате – это облака. Они сначала как бы вбирают в себя все сияние солнца, а потом выплескивают его в неповторимом буйстве красок.

При прогулке мы встретили местных жителей, они приплыли сюда на моторной лодке и остановились в рыбацком домике – на другом конце бухты. Это были две женщины и мужчина. В ходе беседы мы узнали, что  они приехали сюда порыбачить и запастись грибами и ягодами.

Оксана поинтересовалась у встреченного мужчины: «Как жить в Териберке?»

На что малословный  Александр ответил очень просто, не обращая на весь философский подтекст данной фразы: «Снять гостиницу или квартиру».

Оксана, конечно же, имела в виду совсем другое, но ответ был поразителен. Позже, при нашей следующей встрече он дал номер телефона человека, у которого можно снять жильё. Это была очень приятная встреча. Александр и две его подруги оказались очень щедрыми и душевными людьми. Всё же, как много в таком простом ответе.

Возвращались  с прогулки к своему лагерю мы уже через одну из скалистых сопок бухты и услышали какой-то крик, остановились, но подумали что показалось. Но на следующий день оказалось, что они звали нас в гости на рыбу. Но всю рыбу они не съели, а оставили нам гостинец – треску и грибы. Грибы мы оставили, т.к. нести такой мешок было нецелесообразно, а набрать грибов по дороге не составляло никакого труда. Мы попросту бы их не съели. Рыбой же мы с радостью угостились.  Поели её в виде ухи в обед и запекли в фольге на найденной железной лопате на ужин.  Ужинали мы уже на другом пляже, с которого виднелся огромный остров-кит.

Стоянка близ урочища Песчанка.

От острова-кита мы продолжили свой путь к одной из главных целей нашего похода –урочище Песчанка близ реки Воронья. По дороге к этому месту мы встретили сказочной красоты бухту. Песок её был бел, а вода лазурна, смолянисто-чернеющие камни близ скал оттеняли цвет песка и воды. Был отлив, на волнистом рисунке песка мы увидели следы медведя.

Обед мы немного подзатянули – солнце палило сверху, была ленивая жара – даже как-то не привычно после такого холодного лета.  Но, это не нарушило наших планов, и к вечеру мы уже были на стоянке близ урочища.Она располагалась у озера, окружённого скалистыми сопками. Вода в озере была довольно тёплая, удалось даже немного искупаться.

6 день. Бескрайний пляж бескрайнего моря.

Целый  день после завтрака мы гуляли по песку. С лазурного неба лился солнечный свет. Огромные песчаные поля плавно переходили в зеленеющие бугры, с каждой стороны которых был рассыпан песок. Мы немного покувыркались в песке с этих холмиков — вспомнили детство, и направились к стыку реки и моря.

Пройдя немного по берегу, мы пообедали. В один из моментов, с моря потянул холодный, пронизывающий ветер – настоящее дыхание Арктики, который без компромиссов заставил нас одеться теплее и вспомнить, где мы находимся. Природа таким образомговорила нам: «Не расслабляйтесь, всё может поменяться за считанные минуты». Колючее дыхание Арктики вскоре сменилось на мягкий прохладный  ветерок, позволяющий сидеть в футболке.

По возращении к стоянке, мы встретили группу других туристов, немного поболтали с ними, поделились впечатлениями от природы и пошли к нашему озеру. Оно же встретило нас зеркальным спокойствием, вбирая в себя кучные упорядоченные облака и синеву неба.  Бесконечный «Космос» тундры снова открылся нам.

DSC04638 Panorama_

До ужина мы поднялись на близлежащую сопку, с которой открывался вид во все стороны– море, река, урочище – всевиделось как на ладони. Солнце клонилось, начинало уходить за морской горизонт. И вновь оно пряталось в полосе облаков горизонта. Лучи его преломлялись, мягко подсвечивая отдельные кучные облака, придавая им объёмный сиреневый оттенок.

Это придавало облакам эффект нереальности, казалось они были старательно прорисованы на этом закатном небе, были чем-то отдельным, но так хорошо дополняли закат, играя в этой симфонии первую скрипку.  Но на этом северное небо не перестало нас удивлять. После ужина в тёмно-голубом небе заиграло Северное Сияние. Сначала оно приходило в виде коротких вспышек, а затем раскинулось на всё небо огромной зелёной полосой.

На этой прекрасной ноте мы легли спать.

Буйство Фёдоровского озера.

Наш маршрут уходил от моря в тундру. Погода всё также радовала. Обед мы устроили на Фёдоровском озере – большой озеро, растянутое вдоль сопок. Мы расположились на небольшом песчаном пляже длинной всего метров пятьдесят и шириной два, покупались и ждали обед.

Внезапно вода в озере начала биться о берег сильнее, на горизонте замаячили тучные серые облака, быстро натягивающиеся на сопки вдалеке. Мы быстро поели, хотели пить чай, но ветер усилился, волны в прямом смысле стали наступать нам на пятки, низкие облака приближались всё стремительнее. Чай отменили, собрались и пошли дальше. Стоило нам немного отойти от озера и скрыться в лощине, о холодном ветре и облаках речи уже и не было, здесь по-прежнему пригревало солнце. Оборачиваясь назад можно было видеть, что страшные тучи расплылись по сопкам. Озеро словно, специально заволновалось, забурлило, пригнав тучи  по долине, а потом распустило сгусток этой энергии, как бы говоря: «Ха-ха! Испугались?! Я и так могу!» Было в этом что-то мистическое. Природа снова давала понять, кто здесь главный.

Морошка. Возращение.

По пути мы решили собрать немного морошки домой, чтобы сварить варенье. Есть её, мы уже были не в силах, поэтому собирать было легко. Где-то за часик мы насобирали морошку во все свободные ёмкости – бутылки, контейнеры, котелки. Оксана по дороге набрала ещё и пакет грибов.

Когда мы подошли к финишу нашего маршрута нас уже ждал микроавтобус, мы попили чай и выдвинулись в город. По дороге, перед глазами пролистывались  самые яркие эпизоды похода: закаты, бухты, солнце, сияние, люди – сознание перерабатывало, записывая в памяти ещё один фильм о жизни скалистого берега холодного и бескрайнего океана.

Поделиться записью Поделитесь вашей записью с друзьями!