Магия Хибин

Магия Хибин Начало сентября. Настоящая осень – Хибины в жёлтых красках. Горные пейзажи радовали глаз, а витиеватые тропы, сложные перевалы и броды не давали ногам покоя.  Ветер таскал по холсту неба тучи, то сгущая, то растаскивая их – он менял погоду каждый ден ...

Начало сентября. Настоящая осень – Хибины в жёлтых красках. Горные пейзажи радовали глаз, а витиеватые тропы, сложные перевалы и броды не давали ногам покоя.  Ветер таскал по холсту неба тучи, то сгущая, то растаскивая их – он менял погоду каждый день, а иногда и по нескольку раз на дню. За поход выдалась пара ясных ночей, когда солнечный ветер разливался ярким буйством красок по небосводу над горами.

Компания подобралась весёлая и душевная, мы много смеялись. Ирина Котикова, выигравшая участие в этом походе была из Беларуси, она открыла для нас много забавных белорусских слов, которые поднимали нам настроение даже в самые сложные дни похода.  В общем и целом поход удался на все сто, за исключением потери одного бойца, но об этом ниже.

День 1. По  ту сторону Юдычвумчорра.

От санатория «Тирвас» мы вышли на маршрут. Сиреневые облака над нами кучнели, цепляясь за верхушки гор, но местами в далеких просветах ещё виднелось солнце. Путь наш проходил сначала по дороге. Вот мы уже миновали озеро Малый Вудъявр, и постепенно углублялись все дальше по долине. Затем дорога почти резко прервалась курумником и дальше мы продолжили путь по узкой, местами прерывающейся тропе. Путь был относительно несложным. Вскоре нас ожидал один из самых знаменитых и больших перевалов Хибин – перевал Рамзая. У нас не возникло особых сложностей во время преодоления его. Пройдя его и опустившись в пустынную долину в верховья р. Малая Белая, мы пообедали и двинулись на штурм перевала Западный Пертелиус. Здесь нам пришлось изрядно попотеть, перескакивая с камня на камень во время подъема. Но вид, который открывался сверху, все компенсировал: с одной стороны – суровая северная стена Юдычвумчорра, а с другой – длинная долина с очертаниями вершин вдалеке. Небо все сильнее нависало над головой, местами цепляясь за плато. Потихоньку мы спустились к озеру у подножия стены, где и разбили лагерь.

DSC04892 Panorama

Одна из участниц – Аня из далёкого города Тюмень  рассказала нам о существовании в Тюменских озёрах чудовищ особого вида. По её рассказам monstrum Tyumeskium ordinaria очень хорошо маскируется под дно озера, селится в чистых водоёмах, питается сине-зелёными водорослями и туристами типа свинотус.

Любуясь озером, мы нашли признаки жизни этого чудовища и в нашем озере.  Теперь это озеро Тюменского чудовища будьте аккуратны, находясь рядом с этим ним. Чудовище не любит нерадивых туристов, которые не уважают покой и порядок гор. Оно утаскивает за ноги на дно ледяного озера всех, кто мусорит и дебоширит в горах.

День 2. Сложный перевал, дождливый день.

Во второй день нашего похода мы ощутили всю прелесть северной погоды с самого утра, когда все завтракали под звуки барабанящего по тенту дождя. Мы выдвинулись от озера «Тюменского чудовища», дождь шёл почти весь день. Мы шли, и дождь шёл с нами. В этот день нам предстояло пройти довольно сложный перевал – Южный Чорргорр, затяжной подъем, а спуск… Он отнял много сил из-за своей каменистости, когда бредёшь в облаке, петляя среди огромных глыб. Запоздалый обед устроили прямо под перевалом, укрывшись от мороси за очередным каменным «автобусом». Ребятам с небольшим походным опытом он дался тяжело, но мы все же его одолели, не потеряв бодрость духа.

Еще немного пройдя после перевала, мы наконец-то встали на долгожданную стоянку. К концу дня все выбились из сил. Мы разожгли костёр, отогрелись, поужинали и легли спать. Это был один из самых сложных дней и по погодным условиям и по ходовым.

День 3. Солнечный ветер.

Погода была как капризный ребёнок – то плакала, то смеялась, но к концу дня успокоилась и на лице неба прояснилась солнечная улыбка.  Пройдя перевал Юмъекорр,  мы нашли библиотеку. Да, да, именно, библиотеку. Это был пластиковый короб с зелёной крышкой, уютно спрятанный в камнях. Открыв эту сокровищницу, мы нашли несколько книг, пару конфет, орешки и сухофрукты. На крышке короба было написано, что это один из пунктов библиотеки Хибин и здесь можно взять книгу и вернуть её на оз. Академическом. Стоянка на озере входила в наши планы. Аня выбрала одну книгу, чтобы почитать на досуге.

Очень интересная идея создания таких пунктов. Моя подруга всегда очень хотела читать в походе, электронная книга довольно хрупкий предмет, а бумажная – лишний вес. Такая вот библиотека – выход. Вот только, переживёт ли она зиму, в следующем году посмотрим.

Уже к вечеру мы оказались в ущелье Аку-Аку на стоянке, очень красивое и интересное место. К счастью, несмотря на свою популярность, Аку-Аку не утратило своей прелести и самобытности. Мы встали у голубого озера в центре ущелья, неподалёку от водопада.

После заката, небо прояснилось, зажглись маленькие огоньки звёзд. Все вместе мы задрали головы, разглядывая звёзды и надеясь увидеть северное сияние. Гипнотизировали, гипнотизировали и выгипнотизировали у ночного небосвода. Дугообразная ярко-зелёная полоса засияла в просвете ущелья и отразилась в озере. Все это довершалось светящейся полной луной на небосводе. Сияние, которое создавало игру множества теней – незабываемое зрелище. Восторженные возгласы, спешная съёмка – день удался.

Почти все ребята видели северное сияние впервые в тот день, многие радовались этому как дети и мы вместе с ними. Вроде бы каждый год видишь сияние и ни один раз, а всегда как впервые, ведь не бывает одинаковых сияний – каждое уникально-завораживающее.

4 день.  Переправа.

От сказочного ущелья Аку-Аку мы направились вдоль прозрачно-голубой реки Гольцовка. Шли мы по сосновому бору, тропа простая, погода сухая и тёплая. Вдалеке сквозь лес иногда проглядывался маленькой галочкой перевал. Но сначала впереди нас ожидала переправа через реку. Наконец-то мы добрались до ее расширения – там, где выступают галечные отмели посередине, разбивая русло на две части. Здесь неглубоко – самое подходящее место! Но все-таки это горная речка – вода холодная и выше колена, многие переживали. Гольцовка довольно большая бурная и местами глубокая река, особенно в своем нижнем течении. Но не так страшен чёрт, как его малюют – преграда только казалась пугающей – все справились.

После переправы мы бодро шагали по крутому берегу правого притока Гольцовки – реки Манепахк. Поднявшись в долину, мы разбили лагерь, поужинали, пообщались у костра и забрались в спальники.

5 день. Высокий Чорргорр.

Яркие осенние краски долины реки Манепахк радовали глаз, мы поднимались на самый высокий и красивый перевал Северный Чорргорр. Подъём затяжной, но простой. На перевале нам открылся очень красивый вид: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный – все пестрело внизу, голубые озёра были мягким вкраплением среди ярких красок, величественные линии гор освещались просочившимся сквозь кучные облака светом солнца.

Никита, который был впервые в горах, сказал: «Теперь, я понимаю, для чего люди идут в горы… »

Да, на перевале было здорово, погода позволила пообедать прямо там, наслаждаясь этим шикарным видом. Спуск вниз был сложным и продолжительным. Никита, который ещё вчера чувствовал недомогание, на спуске почувствовал себя хуже. По всем признакам у него поднялась температура. Мы направились к домику спасателей, померили температуру, оказалось, что она поднялась до 38. Спасатели предложили срочную эвакуацию в больницу и усиленно пугали осложнениями, но Никита отказался и решил уехать в город на следующий день.

Ночевать в палатке Никите было нельзя, и мы сняли домик, а заодно и баню. Расслабились по полной! Никита принял душ в гостинице, подкрепился лекарствами, и после ужина чувствовал себя уже гораздо лучше.

Мы, конечно же, огорчились, что один боец нашей дружной команды выбыл из строя. И как специально для Никиты в этот вечер на небе вновь заиграло Северное Сияние, но в тот день оно было гораздо интенсивнее прежних. Всполохи Солнечного ветра разлились почти на всё небо и переливались, местами доходя до малиновых оттенков.

Это, как сказала потом Аня, было не Северное Сияние, а световое шоу на небе.

День одновременно и порадовал и огорчил.

6 день.  Ущелье Ведьм.

Рано утром мы попрощались с Никитой, собрались и лениво выдвинулись в путь. Было тепло, даже немного жарко. По дороге зашли полюбоваться водопадом Красивый, после чего направились по долине к ущелью Рисчорр. Когда мы подошли к ущелью, на нас опустилось плотное молочное облако. Мы шли в туманной дымке как ёжики в тумане: под ногами снежник, по бокам высокие стены ущелья, сложенные словно из мозаики. Ни сзади, ни спереди ничего не видно.

DSC05365 Panorama

Прогулка по ущелью получилась в мистических тонах. В конце ущелье перешло в большое марсианское поле и снова сузилось в лабиринт из стен, пройдя который мы оказались на развилке.  Направо было ещё одно ущелье – Ущелье Ведьм – высокое, узкое и мрачное – полностью оправдывает свое название. Стены ущелья, словно застывший вихрь – округлые, монолитные. Когда я смотрела на это ущелье, мне казалось, что это два застывших подола юбки, развирающихся в кружении – два подола длинных юбок двух Ведьм. На дне ущелья лежал снежник, но ближе к концу, он обрывался и внизу текла река. Нам пришлось немного вернуться и подняться по осыпи на склон.

Конечной точкой нашего маршрута в тот день было оз. Академическое. Погода тем временем ухудшилась, и начал моросить дождь. На озере мы были уже вечером. Сквозь облачную завесу не удавалось разглядеть даже очертания цирка, настолько она была плотной. Поужинали и легли спать. По палатке всю ночь барабанил дождь, убаюкивая нас.

7 день. Облака, белокрылые лошадки.

Это был заключительный день похода, уже вечером мы были дома, но тогда до него было ещё далеко. А по палатке зарядами бил свой ритм сильный дождь, было такое ощущение, что он и не собирался успокаиваться. Но пока готовился завтрак он потихоньку сошел на нет. Облака немного растащил ветер, что даже появились просветы – отличный подарок на прощанье. Озеро Академическое всё же открылось нам, и мы смогли увидеть всю его красоту. Казалось, что озеро раскинулось над облаками и висит высоко-высоко. Мы быстро позавтракали и собрались.

Поднявшись на плато, ещё раз насладились видами уже сверху. Подходя к очередному спуску, мы все сильнее начали ощущать силу ветра, особенно сильным он был на краю спуска. Разгоняющиеся по долине потоки поднимались вдоль склона вверх.  Он трепал наши куртки и растягивал бело-серые тучнее облака, выстраивая из них замки и города.

DSC05492 Panorama-3

Когда мы начали спуск в долину реки Тульйок, все стало спокойнее. Нам открылся прекрасный вид: кучные полосы облаков перемежались с верхушками гор, а внизу вдоль реки пестрели яркие краски осени. Мы долго фотографировали и фотографировались на фоне этого волшебного вида. Хотелось ухватить кусочек неповторимого момента  хотя бы чуть-чуть, запечатлеть его не только в памяти, но и на фото. После, мы спустились в долину, где пообедали и направились к заключительному перевалу Ворткеуайв. Здесь мы ещё раз взглянули на долину Тульйок, на Хибины, и спустились к посёлку Кукисвумчорр.

Сейчас вспоминая пройденный маршрут, все эти виды, людей, как-то светло и радостно на душе. Хороший получился поход!

Поделиться записью Поделитесь вашей записью с друзьями!