Осеннее Ловозерье

Осеннее Ловозерье Отчёт о походе в долину оз. Сейдозеро, Ловозёрские тундры с 10 по 16 сентября 2015 г.Заключительный поход этого сезона был по-настоящему сказочным. Середина сентября, а лето, казалось, и не собиралось прощаться. Всю неделю было тепло и солнечно, за и ...

Отчёт о походе в долину оз. Сейдозеро, Ловозёрские тундры

с 10 по 16 сентября 2015 г.

Заключительный поход этого сезона был по-настоящему сказочным. Середина сентября, а лето, казалось, и не собиралось прощаться. Всю неделю было тепло и солнечно, за исключением первого дня. Но мы уже знаем, что дождь в дорогу – хорошая примета.

Долину Сейдозера мы застали в ярком пожаре осени. Почти все листья на деревьях были жёлтыми, оранжевыми, красными, одни ели торчали зеленея. Сладким украшением всего похода стало Северное сияние, которое показывали нам 3 ночи подряд.

1 день. Врата Ловозерья.

Хмурые облака висели над нашими головами. По дороге к месту старта, как предвестник хорошего похода, по крыше машины барабанил дождь. Дорога пролетела незаметно, и вот мы уже в пути. Через рудник  мы подходим к вратам Ловозерья – перевал Карнасуртра. Облака нависают над верхушками гор, медленно ползут в сторону перевала, шаркая пузом о плато. Идёт мелкий моросящий дождик, камни скользкие, идти сложно. Но как только мы преодолели перевал, уже на спуске в долину погода начала налаживаться: облака приобрели более радужный оттенок – появились голубовато-розовые тона. Внизу перед нами открылась огненно-желтая долина Сейдозера. Казалось, Ловозерье принимает нас доброжелательно.

Местом первой нашей стоянки стало дно пересохшего озера – открытая песчано-каменная пустошь, окружённая лесом. Поднявшись на пригорок, можно было наблюдать магические узоры из камней, выложенные на поляне как специально. Много открытого пространства давало возможность любоваться ночным небом. К этому времени небосвод очистился от туч и вслед за маленькими огоньками звёзд начали проявляться огненные сполохи Солнечного ветра. Сначала еле заметные, а затем всё ярче и ярче – блики солнца на ночном небе заиграли в полную силу. В этом году ни один из походов не был обделен таким зрелищем. Отличное завершение дня.

2 день. Ущелье водопадов.

Утром на небе не было ни облачка, денёк уже с вечера обещал быть отличным. В нашей программе сегодня было исследование долины Чинглусуай. Мы поднимались вверх по реке, сначала сквозь берёзовое криволесье, затем лес стал редеть, и тропинка пошла по ягельному ковру. По бокам выросли огромные скалистые стены из гор с множеством трещин и распадов. Река шумела по левую сторону от нас, а мы шли, понемногу набирая высоту. В конце ущелье раздваивалось: слева открывался высокий водопад, а справа шумно бурлила река. Пообедав в этом замечательном месте, мы пошли по правому ответвлению ущелья.

DSC05627 Panorama

Тропа извивалась вдоль реки. На нашем пути стали встречаться водопады. Они были самыми разнообразными, их формы и мелодия не позволяли оторваться. В конце этой ветви ущелья с плато ниспадало аж 3 потока, объединяясь в единый, – это был словно венец всех предшествующих водопадов и водопадиков. Белая пена взмывала вверх, и солнечные лучи распадались в ней в радугу.

На мой взгляд, долина Чинглусуай одно из самых красивых мест Ловозерья.

Мы вышли на плато и направились в сторону нашей стоянки. По пути нам встретились трещины, где-то с полметра в ширину, и вглубь, казалось, они были бесконечны.

Внизу, как на ладони, раскинулась долина Чинглусуай, а дальше голубело оз. Сейдозеро. Солнце понемногу клонилось к горизонту, на небе появился розоватый оттенок. Скалы приобрели тёплый шоколадный окрас, голубизна озера казалась матовой. С вершины плато всё это напоминало ожившую картину Клода Моне, где мы маленькие мазки человечков смотрящих вдаль. Из этой картины маслом мы перенеслись на склон горы, спустились в лесистую долину и уже через полчаса были на своей стоянке.

Вечером, после ужина на небе зажглись звёзды, немногим позже включили Северное Сияние. Это был огромный извивающийся и переливающийся разными цветами воздушный змей, раскинувшийся почти на всё небо. Солнечный ветер в эту ночь не на шутку разошёлся, сияние было мощным и продолжительным. Мы долго не ложились спать, наблюдая за ним.

3 день. Озеро.

На следующий день мы собрали лагерь и отправились к берегам главного озера Ловозерья. Было тепло, а при переходе даже немного жарковато. Мы шли по тропе сказочного осеннего леса. На пути нам встретилась осиновая роща. В верхушках деревьев гулял тёплый ветер, его порывы обрушивали на нас листопад за листопадом. Крупные, жёлтые листья осины, кружась, ложились на землю, застилая её золотым ковром.

Осень была повсюду: земля, деревья, воздух, горы, вода – всё было в осеннем пылу. Жар осени тихо ложился на прозрачную реку и плыл по ней, отражался в зеркальной глади воды, и даже небо тонуло в осеннем пожаре.

Лесная тропа со своими причудливыми узорами из корней привела нас на стоянку. Лагерь мы расположили на берегу. Искупались после теплого денька и поужинали.

Ночью опять разлилось Северное сияние на фоне глубокого темного неба с бесчисленным количеством искрящихся звезд. Оно было уже не таким ярким и обширным как предыдущие, но отражение его всполохов и множества мерцаний небосвода в глади озера давало ощущение полного погружения в космос.

4 день. Обзорная площадка.

В этот день у нас был радиальный выход на гору Нинчурт. До вершины мы поднимались по замшелому ущелью, стены которого местами напоминали кирпичную кладку, а под ногами часто возникали фрагменты идеальной лестницы – недаром любители эзотерики находят здесь кучу доказательств своим мистическим теориям. Природа Ловозерья по-настоящему удивительна, и будоражит воображение. Посередине ущелья бежал ручей, который иногда ниспадал красивыми водопадами.

DSC05910 Panorama

Поднявшись на плато, мы прошли к так называемой пирамиде. Всё те же эзотерики-теоретики усмотрели в этом большом геологическом образовании пирамиду, сложенную из множества огромных правильных блоков. Ну что же, с виду даже немного похоже. С этой пирамиды открывается панорамный вид на всю долину озера Сейдозеро и соседнее с ним – огромное озеро Ловозеро. Взгляд устремляется вдаль – простор будоражит и радует глаз.

К вечеру мы вернулись в лагерь, поужинали, немного посидели у костра и легли спасть. Сияния в этот день отдыхало.

5 день. Фантастический закат.

До обеда мы добрались до следующей стоянки, а после устроили пляжный отдых: загорали и купались. Когда еще такое выдастся. Был солнечный, тёплый денёк. Кучные облака медленно плыли над головой, краски осеннего леса отражались в зеркальной глади воды.

DSC06066 Panorama

Вечер порадовал нас фантастическим закатом. Огромные кучные облака расползлись по небу, солнце медленно клонилось к верхушкам гор, подсвечивая облака мягким тёплым светом. Всё это величие отражалось в безмятежном озере. Закат был долгим, облака медленно ползли, меняя причудливые формы. Свет тихо гас, меняя оттенки, а озеро всё отражало, словно тоже любовалось закатом. Вдалеке крякали и плескались утки.

6 день. Ночь под Куйвой.

Утром после завтрака мы немного прогулялись, поднявшись на склон соседней горы, ещё раз полюбовались осенним буйством красок Ловозерья, а после сменили место базирования. По тропе мы прошли к самому подножию скалы, на которой изображен Куйва. Эмоции переполняли нас. Поужинали, посидели у костра, посмотрели на звёздное небо и легли спасть.

7 день. Возвращение.

Покидать сказочное осеннее Ловозерье очень не хотелось, да ещё и погодка по-прежнему радовала. Но наш поход подходил к своему логическому завершению. Вдоль реки Эльморайок мы шли и мысленно прощались с этой осенней сказкой, делали последние кадры у себя в памяти. На перевале ещё раз взглянули на осеннюю долину, и неспешно побрели по исчезающей тропе к руднику.

По пути мы встретили одинокого туриста из Пскова, разговорились с ним. В итоге подбросили до Оленегорского ж/д вокзала.

Поход был сказочным, по-другому и не скажешь. Эта яркая тёплая осень, северные сияния, космические закаты… Спасибо Богам и Куйве в отдельности!

Поделиться записью Поделитесь вашей записью с друзьями!