Мустатунтури. Через горы к океану

Мустатунтури. Через горы к океану Этот поход по фантастичной и местами сюрреалистичной тундре Баренцева моря прошёл в начале августа. У нас подобралась дружная веселая компания из 7 человек. Во время похода мы успешно преодолели все встречающиеся трудности, и вдоволь насладилась крас ...

Этот поход по фантастичной и местами сюрреалистичной тундре Баренцева моря прошёл в начале августа. У нас подобралась дружная веселая компания из 7 человек. Во время похода мы успешно преодолели все встречающиеся трудности, и вдоволь насладилась красотами дикой природы. Как говорится, все пазлы соединились воедино, создав интересную и насыщенную картину тундры и моря, и передав дух этих мест.

1 день. По дороге в тундру.

Первые знаменательные события произошли уже на стадии подготовки, когда у одного из участников – Ярослава, в аэропорту потерялся багаж. Витала слабая надежда, что он найдется до похода. Это расстроило так, что он даже хотел ехать обратно домой. Но мы его разубедили и нашли все необходимые вещи для похода, благо ботинки были на нём.

На следующий день, утром, раздался долгожданный звонок из аэропорта: и чудо! – рюкзак нашелся. Как оказалось, они банально не успели его погрузить на рейс.

Выезд немного отсрочили, забрали рюкзак и отправились в путь. Дорога до места старта из Мурманска заняла около 2-х часов. Все с упоением любовались видами сменяющейся природы из окон автомобиля – борьбой  тундры с тайгой, скалистые сопки то воздымались, то сглаживались на протяжении всего пути.

Примерно на середине пути мы остановились, чтобы посетить Долину Славы и отдать почести погибшим войнам. Её ещё называют Долина Смерти. Именно здесь в 1941 г. было остановлено наступление фашистских войск, стремившихся захватить Мурманск. Этот подвиг стоил 2000 жизней наших воинов, которые были похоронены на поле боя – в Долине Славы.

Следующим пунктом нашей остановки были водопады на реке Титовка. Сильные мощные потоки воды, пенясь и шумя, спадали вниз. Скалистое обрамление реки придавало монументальности. Рядом с первым водопадом сохранились развалины старой ГЭС, построенной сразу в послевоенные годы. Причем строили её всего 7 человек.

Очень красивое место. Печалят лишь мусорные кучи, оставленные здесь людьми, место легкодоступно – вот и результат. Мы собрали немного мусора рядом с водопадом, на остальное сил и времени сейчас не было. Зарядившись бурной энергией водопадов, мы двинулись дальше на встречу с морем-океаном.  Но до встречи было ещё далеко – идти и идти.

Наше путешествие началось по отличной старой немецкой дороге в лесу, она петляла среди небольших скал. Вскоре, перевалив через сопку, мы попали в совершенно иной мир – настоящую тундру. Погода в этот день совсем не радовала: моросил дождь, и было довольно прохладно. За день мы сильно утомились, хотя переход был небольшим, поэтому долго не засиживались, поужинали под тентом и легли спать.

2 день. Бесконечная тундра.

Утром погода была более благосклонна к нам, над головой хоть и висели тучные облака, но уже не такие плотные и без мороси, было тепло и на душе повеселей. Вчера мы попали в тундру, где перед нашим взором она предстала во всем своем очаровании – просторы с обзором на многие и многие километры, невысокие сопки и множество озер между ними.

Продвигаясь по маршруту, мы наткнулись на обломки самолёта, представляющие собой остатки фюзеляжа с мотором. Эхо войны здесь отражается в этих ржавых обломках, гильзах, колючей проволоке, каменных укреплениях – отражается и растворяется в бесконечной красоте этой природы.

Совсем распогодилось и пришло время обеда у озера. Освежились – здорово! Довольные продолжили путь. Тундра, чем дальше мы продвигались к побережью, становилась всё более гористой и скалистой – перепады больше, долины длиннее. Местом нашей стоянки на ночлег стало озеро, расположенное на возвышенности.

К вечеру ветер полностью стих. Озеро, окаймлённое скалами, превратилось в зеркальную гладь, и в нем отражалось всё, что попадало в поле зрения этого огромного зеркала. Очень люблю эти моменты – создаётся ощущение какой-то многомерной реальности – бесконечная тундра в отражении её бесконечных озёр.  Отсюда открывался панорамный вид на окружающую тундру: озера на разной высоте, холмы, скалы, словно расставленные кем-то огромные валуны – напоминало сад камней.

DSC03534 Panorama1

3 день. Закат на берегу.

Это был один из самых сложных и длинных дней в нашем походе. Все очень хотели к морю, и мы решили сделать марш-бросок прямо к нему. Но до моря ещё далеко.

Облака потихоньку рассеялись, стало пригревать солнышко. Тундра под ногами, словно съёживается, постепенно воздымая свои сопки всё выше и выше, перепад высот всё больше. Вот мы уже идём по хребту, с которого открывается прекрасный вид на все 360 градусов. Идем и любуемся окрестными видами. Солнце слепит и уже становится даже жарко.

С этого чудесного хребта мы спустились в лесистую долину. Поскольку места эти мало хоженые, нам пришлось продираться сквозь лес по еле заметной тропе. Испытание не из лёгких, да ещё и по жаре.

После, один из участников – Женя, говорил, что никогда не думал, что можно возненавидеть берёзу, которая так упрямо цепляется за тебя ветками и злит этим ужасно.

Но за всякое испытание всегда есть награда – и это была чудесная полянка близ реки с видом на гору, которая, возможно, мнит здесь себя Эверестом.

Дальше, пройдя, уже не такой сложный участок леса мы оказались на оз. Сисяявр. Название этого озера на наш слух звучит довольно смешно, но по красоте оно превосходит своё название с лихвой.

Сияявр – солёное озеро, окруженное горами. Оно впадает в Андреевскую губу и устье представляет собой две скалы, похожие на сторожевые башни, в просвете между которыми открывается синяя гладь океана. Но Сисяявр не наш конечный пункт, движемся к морю.

DSC03629 Panorama7

Уже довольно уставшие мы, наконец, дошли до заветного пляжа. Поставили лагерь. Солнце уже клонилось к морю.

DSC03709 Panorama14

После ужина мы любовались закатом. Лучи мягко освещали прибрежные скалы, придавая им розоватый оттенок. Над одной из скал появилась бледно-голубая луна.

Мы долго сидели у костра, кто-то, конечно уже ушёл отдыхать, но самые стойкие ещё любовались закатным небом, морем, скалами.

Ярослав со мной и Романом прогулялся по скалистым покатым берегам. На одном из покатых скальных мысков, близ берега, мы встретили лежбище котиков. Они, распластавшись, лежали на камнях и грели свои тушки под уже заходящее-восходящим солнцем. Я попыталась подкрасться как можно ближе, но увидев подозрительные шевеления на берегу, они быстро, хотя и неохотно попрыгали в море, и уже оттуда наблюдали за мной, иногда шумно всплёскивая ластами.

4 день. Береговая линия.

В этот день у нас была полуднёвка: до обеда мы отдыхали и гуляли, удалось даже позагорать, наелись морошки и накупались в море, ну или наокунались, купанием это всё же не назовёшь. Погода стояла отменная. Все лето такого не было, а тут…

После обеда мы выдвинулись в путь. Был отлив, и мы шли по берегу настолько разнообразному, что просто диву даешься. Нам встретился монолитный каменный берег – облизанная морем каменная стена из пород различного цвета – в глаза просто пестреет серый, красный, белый, чёрный. Сочетание этих цветов и фактура камня напоминали ситцевую ткань.

На песчаных участках  встречались зелёные кляксы водорослей, розовый перламутр на песке (даже не знаю, что это может быть), ракушки, медузы и всё что море не забрало с собой, уходя в отлив.

В одной из бухт, на скальном островке, нам вновь встретились котики – боязливые или, я даже сказала бы, очень осторожные животные. Всю дорогу пока мы шли по побережью этой бухты они внимательно наблюдали из воды, издавали друг другу сложно повторимые звуковые знаки, будто предупреждая об особом внимании других. Они были немного в отдалении, и мы могли разглядеть только силуэты их любопытных голов.

Немного передохнув, мы пошли вверх по течению впадающей в Баренцево море речке. Рельеф был поразительно разнообразен. Погода, тем временем, понемногу сгущала свои радужные краски. Солнце уже давно спряталось за синеву туч. И временами нас накрывало облако с моросью.

Мы вновь вернулись в скалистую тундру и встали у озера, за ужином пообщались и улеглись спать.

5 день. Подарок от тундры.

В этот день у Лизы был день рождения. Каждый раз Лиза выбирает новое интересное место на карте и встречает свой день рождения там. В этот раз она выбрала тундру и Северный Ледовитый океан.

Лиза – светлый, весёлый человечек, настоящий турист, у которого всегда в кармане запас карамелек и аскорбинок, так помогавших нам в пути.  Для неё мы приготовили тортик, который порадовал именинницу.

Погода же подарила в этот день Лизе мистическую ауру: туман и морось. Сюрреалистичная  мряка в тундре – тот ещё космос, только такой пробитый турист как Лиза смогла оценить сюрприз в полной мере. Шли мы как ёжики в тумане, только лошадки не хватало. Видимость была нулевая, шли по приборам.

Из тумана то и дело выплывали повисшие в воздухе камни, ручьи из ниоткуда, озера и обрушающиеся водопады среди скал. Вот по этой фантастической мряке мы дошли до большого красивого туманного озера, где и встали на ночлег. Повезло найти дрова, развели костёр, погрелись у него за душевной беседой, поздравили Лизу ещё раз и пошли спать.

6 день. Мустатунтури – погружение.

Начало этого дня порадовало нас в первую очередь видом места, где мы остановились на ночлег – это было высотное озеро с опоясывающими его высокими скалами. А потом еще и тёплой погодой и даже солнцем. Мы позавтракали, прогулялись к красивому большому водопаду, полюбовались зелёной долиной расстилающейся у его подножия, в конце которой меж гор виднелся океан, и выдвинулись в путь-дорогу. Дошли до озера, пообедали, немного отдохнули и, оставив рюкзаки здесь, сделали небольшую радиальный выход к хребту Мустатунтури.

Хребет Мустатунтури – это самая северная точка Второй Мировой войны и единственное место на линии фронта, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу.

По дороге мы встречали каменные укрепления – доты, в которых россыпью валялись гильзы и какие-то ещё ржавые железяки. На подходе к Мустатунтури, погода начала снова портиться. Ветер изменился, похолодел и потянул за собой облака, туманность и морось. Вот так, буквально, за какой-то час  кардинально сменилась погода.

В небе сквозь дымку тумана ещё виднелся силуэт огненного диска, но видимость вокруг вновь приближалась к нулевой.

Туман, силуэт солнца в небе, холодный ветер, морось, гильзы под ногами, ржавые обломки, колючая проволока – мы словно услышали тихое эхо войны.

По приборам мы нашли памятник. К нам присоединились ещё туристы, приехавшие сюда на машинах. Среди них был мужчина лет 45 – 50, седовласый, подтянутый. Он начал свой интересный и наполненный подробными фактами рассказ о сражениях на этой высоте. Рассказывал он очень интересно, очень чувственно и даже самозабвенно. Видимо, именно он в их компании был инициатором поездки сюда.

Мы присоединились к слушателям  и очень приятно побеседовали с этим интересным человеком. Сюда они с друзьями приехали из Петербурга специально, чтобы посетить это место.

После, мы прошли по узкому лабиринту каменного окопа и повернули обратно к рюкзакам. Забрав их еще немного прошли по старой немецкой дороге, и вскоре встали на ночлег.

7 день. Немецкая дорога.

Погода утром нас не порадовала – она, казалось, только ухудшилась. Наш путь продолжился по старой немецкой дороге, где  мы встретили развалины фашистского штаба и выдолбленную в скале пещеру размером с  комнату.

Далее, мы шли,  любуясь тундрой и мысленно прощаясь с ней. Вокруг густел туман, в воздухе висела мелкая морось, временами дул ветер. К концу нашего пути погода улучшилась.

В ожидании машины, мы насобирали грибов, пообедали. Вскоре приехал наш микроавтобус и мы уставшие, но довольные поехали в Мурманск. Уже в дороге начался дождь…

Фото из похода:

Поделиться записью Поделитесь вашей записью с друзьями!